ПАРОХОДОФФ.RU

ЛОДКИ, КАТЕРА, ЯХТЫ, КОРАБЛИ

 
 
 

ЛОДКИ

 

КАТЕРА

 

ЯХТЫ

 

ГИДРОЦИКЛЫ

 

ВОЗДУШНАЯ ПОДУШКА

 

СУДА

 

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

 

СВОИМИ РУКАМИ

 

 ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ

 

ПРИЦЕПЫ

 

СТОЯНКА / ХРАНЕНИЕ

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 

ГИМС

 

ЖУРНАЛЫ

 

НОВОСТИ

 
 
 

 

   

 

 

 Яндекс цитирования

  

 

 

Навигация по сайту: Главная - Лодки - Все лодки - Пелла

 

  Лодка "Пелла"

 

Пелла

Длина, см  410
Ширина, см  146
Высота борта, см  50
Количество пассажиров, чел  4
Высота транца, см  38
Угол внешней килеватости днища у транца, град  
Грузоподъемность, кг  300
Сухой вес, кг  130
Водоизмещение, л  
Производитель Ленинградский судостроительный завод „Пелла“
Сайт производителя http://www.pellaship.ru/
Страна происхождения  Россия
Встроенный двигатель  
Рекомендуемая мощность мотора, л.с.  max 5
Ориентировочная цена, руб.  

Описание лодки Пелла

  Большая гребная лодка "Пелла" предназначена для прогулок, водного туризма, охоты, рыбной ловли и занятий греблей на реках, в прибрежной зоне озер и водохранилищ при высоте волны не более 0,5м.

Корпус выполнен из стеклопластика на основе полиэфирной смолы НПС-609-29, армированной стеклосеткой СЭ-0-1 {1-й и 6-й слой),стеклотканью ТР-0,56-ГВС-9 (3,4,5-й слои) и конструкционной стеклотканью Т-11-ГВС-9, и представляет монолитную безнаборную оболочку сложной формы. Запас плавучести, обеспеченный заформовкой под стеклопластиковые банки блоков пенопласта, позволяет затопленной лодке оставаться на плаву и удерживаться за нее четырем человекам.

Лодки - как люди: у каждой своя, особая судьба. Одни рождаются ярко и шумно, но случается, что уже через год-два редко кто вспомнит о них. Другие появляются на наших водных дорогах незаметно,. но постепенно завоевывают симпатии, понемногу становятся привычными, а потом и незаменимыми. Именно так - без шума, в ряду сразу нескольких стеклопластиковых моделей, разработанных нашей промышленностью, появилась когда-то гребная лодка, названная "Пеллой" по имени завода-изготовителя, расположенного в районе бывшего здесь когда-то - в екатерининские времена - имения с таким же названием.

Ленинградцы выпускали лодку Пелла с 1971г. но довольно ограниченной серией. На фоне тысяч дощатых "Фофанов", фанерных "Утят" или шпоновых "Березок" - "Форелей" - "Кефалей" эта пластмассовая лодка как-то затерялась. Однако в конце концов из многих когда-то блиставших на выставках гребных лодочек и лодок из модного стеклопластика выжила только "Пелла". Выжила и, больше того, понемногу завоевала место под солнцем. Результаты последних оптовых ярмарок показывают, что "Пелл" не хватает.

 Прокатные станции, туристские базы, базы рыболовов и охотников старались заказывать эти долговечные, не требующие особого ухода стеклопластиковые лодки вместо быстро выходящих из строя дощатых "Фофанов".

 Поскольку изнутри корпуса на эти уступы ложатся краями поперечные банки, уменьшилась, по сравнению с предыдущей моделью,  (на те же 40-50мм) высота расположения банок. Все это явно пошло на пользу - улучшило характеристики остойчивости лодки. Второе отрадное изменение - улучшилось качество изготовления корпуса, наружная обшивка имеет ровную глянцевую поверхность.

 В-третьих, горизонтальный фланец - планширь по верхней кромке бортов закрывается теперь специальным поливинилхлоридным профилем. При швартовке к высокому пирсу, случайных ударах о другие лодки или препятствия корпус защищен гораздо более надежно; сам планширь со временем не "лохматится", держаться за него можно без опасения поранить руку.

Теперь о банках. Широкая кормовая и носовая банки отформованы из стеклопластика, в них вклеены отлитые из пенопласта блоки плавучести. Две средние деревянные банки на старой модели крепились болтами через сквозные отверстия в бортах. При эксплуатации безнаборный корпус получал неизбежные деформации, отверстия под болтами сминались, разбалтывались, крепления банок ослабевали - внутрь лодки начинала попадать вода.

У новой "Пеллы" этого происходить не должно: опорой банок служат заформованные полкой в борт металлические угольники, которые, в свою очередь, опираются на упомянутый бортовой уступ. Банки закрепляются к угольникам двумя болтами с каждого борта. (Забегая несколько вперед, отметим, что на нашей лодке, которая служит вторую навигацию, буквально через пару дней ходовых испытаний эти проржавевшие болты вместе с кусочками почерневшего дерева из банки просто выпали. Если то же самое произойдет и со всеми остальными болтами, удерживать банки от перемещения вдоль лодки ничто не будет. А ведь банка - это не только штатное место сидения для пассажира, но и рабочее место гребца!) Да, разительно изменился весь внешний облик лодки. Но еще важнее другое. Оставив прежней длину лодки, конструкторы сделали ее несколько шире (по ватерлинии на миделе - примерно на 250мм, по верху транца - примерно на 100мм) и несколько изменили обводы, приполнили ватерлинию; лодка стала более остойчивой, менее валкой.

Когда проектировалась старая "Пелла", нужного опыта создания стеклопластиковых гребных лодок ни у кого еще не было. Порой их проекты во многом повторяли отработанные столетиями обводы деревянных судов. Однако то, что годилось для дерева, не всегда получалось в пластике. Пластиковая лодка, сделанная по тому же проекту, что и деревянная (особенно с клинкерной обшивкой), получала совершенно другой характер: меньший вес и меньшую осадку, худшую остойчивость и ходкость, большую парусность. Конструкторы старой "Пеллы", заботясь в первую очередь о ходовых ее качествах, выбрали корпус с относительно узкими, сильно заостренными к корме ватерлиниями и высоко поднимающимися к транцу батоксами. В сочетании с килеватыми кормовыми шпангоутами такие обводы обеспечивали плавное обтекание корпуса и минимальное сопротивление воды при ходе под веслами.

Однако уже самые первые владельцы "Пеллы" заметили, что передвигаться по лодке на ходу опасно, при плавании же под мотором лодка получает чрезмерный дифферент на корму. От рыболовов стали поступать тревожные сигналы: спиннингисты при ловле стоя иногда оказывались за бортом - начальной остойчивости старой "Пелле" явно не хватало... Конструкторы старались сделать ту же по названию лодку в первую очередь - гораздо более безопасной и лучше приспособленной для хода под мотором (вот чем продиктовано заметное уширение кормы), хотя для этого, хотя бы теоретически, и пришлось пожертвовать легкостью хода на веслах.

Штатные весла с лопастями из термопластика совершенно не подходят для такой большой гребной лодки как "Пелла". Они чересчур коротки; между рукоятками весел в рабочем положении оказывается более полуметра. При гребле приходится прикладывать значительное усилие, высоко поднимать руки при гребке. Оговоримся сразу: это не вина завода. Действующий ОСТ не предусматривает выпуска весел длиной свыше 2300мм. А ведь для гребной лодки весла - это основной движитель. Так же, как мотор и винт для катера или паруса для яхты, весла должны точно соответствовать конкретной лодке - необходима тонкая подгонка.

 Лодка разгоняется за три-четыре гребка. Скорость поддерживать лучше полными, размашистыми гребками, потому что инерция лодки значительна - "Пелла" "запасает" ход; благодаря этому легче выгрести против волны, ветра или течения. Конечно, на гладкой воде на новой модели грести стало несколько тяжелее, чем на старой "Пелле". Это - закономерное следствие не только изменения обводов, но и возросшего веса. Лодка вместе с оборудованием и снабжением весит после модернизации 130кг. Пожалуй, для однопарки такой вес великоват.

Заводская инструкция называет четырехместную "Пеллу" "большой гребной лодкой". Что же мешало сделать ее двухпаркой? Почему бы не установить еще одну пару подуключин, как и было сделано на первой модели? Это диктуется даже требованиями безопасности: ясно, что, например, добираясь до берега в сильный ветер, двум гребцам легче выгрести, чем одному! За установку второй пары подуключин говорит еще и такое соображение. На рыбалке в одиночку (вариант, пожалуй, самый распространенный), при ловле на дорожку наиболее "обитаемая" часть лодки - кормовая, однако сидеть приходится далеко от транца и даже снять только мешающую третью банку нельзя. Вот тут-то и была бы полезной переустановка весел ближе к корме. При неторопливой прогулке вдвоем гребец также имел бы возможность пересесть на третью банку; полноты обводов в корме и при такой центровке будет достаточно.

Еще один недостаток, снижающий эффективность гребли на "Пелле" - невозможность отрегулировать упор для ног соответственно росту; гребец среднего роста, не имея опоры под ногами, не может развить полноценный гребок. Недостаточна жесткость крепления подуключин к планширю: при гребле он начинает "дышать", прогибаться. Следовало бы места установки подуключин усилить несколькими дополнительными слоями стеклоткани либо заформовать в обшивку металлическую пластину для распределения нагрузки.

Важным качеством любой гребной лодки является устойчивость на курсе. У новой "Пеллы" благодаря широкому килю-плавнику и двум продольным гофрам-высадкам на днище, расположенным, кстати сказать, более удачно, чем на первой модели - параллельно килю, устойчивость на курсе отличная. Новая лодка при боковом ветре и волне дрейфует заметно меньше.

На волне высотой 0,3-0,4м она не забрызгивается совершенно. При сходе с гребня волны полный нос погружается, в худшем случае, до уступа-высадки в обшивке и тут же вновь поднимается над волной. Лодка очень остойчива на ходу; конструкторы действительно добились того, что "Пелла" стала значительно более надежной и безопасной.

Формуя сам корпус лодки из стеклопластика, который не боится ни сырости, ни гниения, стоило бы, наверное, сделать сплошной настил из пенопласта и стеклопластика. Ведь решетчатые пайолы достались нам в наследство от деревянных корпусов, которые должны "дышать". Со всех точек зрения полезно осовременить пайолы на "Пелле", сделать их более удобными, легкими, долговечными. Прежде, чем рассказать о впечатлениях от испытаний той же "Пеллы" под мотором, остановимся на одной немаловажной особенности технического паспорта новой модели.

Размерения и собственный вес "Пеллы" практически приблизились к аналогичным характеристикам серийных моторок среднего класса ("МКМ", например), для которых пределы допустимой грузоподъемности и особенно мощности - существенно выше. Для новой, более вместительной и явно более надежной "Пеллы" паспортная грузоподъемность 300кг представляется несколько заниженной. И уж совсем непонятно, почему допустимая мощность подвесного мотора после существенных и полезных переделок оказалась даже уменьшенной с 10л.с. для старой модели до 5л.с. для новой.

 У "Пеллы", как у всех лодок с водоизмещающими обводами, при ходе под мотором наблюдается сильная зависимость дифферента, в следовательно, и скорости от центровки; приходится смещать пассажиров в нос или применять удлинитель румпеля. На мерной миле с самой малой нагрузкой лодки - с одним водителем на борту - были замерены следующие скорости: - 9,16 км/ч, когда водитель сидит на кормовой банке; - 10,08 км/ч, когда водитель, временно закрепив румпель, пересел на среднюю банку; - 11,2 км/ч, когда водитель сидел в носу.

Кормовое размещение водителя было самым неудачным по скоростным показателям и, кстати сказать, по удобству обзора по курсу и управления лодкой. Подчеркнем: при всех наших выходах и при всем различии в условиях испытаний ничего опасного для нормальной эксплуатации новой "Пеллы" под 8-сильным мотором мы так и не обнаружили! Пожалуй, только желанием несколько ограничить дифферент на корму можно хоть как-то объяснить ограничение допустимой мощности пределом в 5л.с. Но ведь разница в весе 5-сильного "Прибоя" и 8-сильного "Ветерка" настолько мала (7кг), а разница в максимальных скоростях при использовании этих моторов столь незначительна (около 1км/ч), что практически говорить не о чем. Наконец, следует учесть, что в путешествие под мотором, как правило, не отправляются налегке: всегда появляется на борту штатный бачок и какое-то снаряжение, которое можно сдвинуть ближе к носу. Другими словами, при стечении неудачных обстоятельств дифферентом можно и нужно управлять. Впрочем, простой расчет, выполненный по кормам Навигационно-технической инспекции ОСВОД РСФСР, показывает, что безопасный предел мощности мотора для "Пеллы" - это 7,5-8л.с., а отнюдь не 5л.с.

Конструкторы учли все необходимые требования. Высота транца равна 380мм; на нем закреплен металлический накладной лист, в верхней части которого сделано сквозное отверстие для крепления мотора страховочным концом (на этот же лист можно навешивать и струбцины подвесного паруса). Откинутый подвесной мотор при ходе на веслах не цепляет "ногой" воду. Tолщины транца недостаточно для надежного крепления мотора: ход зажимных винтов струбцин на опасном пределе.

Под мотором "Пелла" управляется легко, хорошо держит курс; в пределах допустимой мореходности, определяемой высотой волны в 0,5м, уверенно преодолевает встречную и боковую волну; ее не забрызгивает, а при попутной волне не заливает. Умело располагая груз, вы и при значительной нагрузке можете добиваться такой же скорости, как при выходах налегке.

При ветре 4-6м/с лодка быстро набирает ход, достаточно круто идет к ветру, позволяя в случае необходимости лавировать. Скорость движения при таком ветре не ниже, чем при усиленной гребле с двумя человеками в лодке, а на полных курсах - заметно выше. Думается, что "Пелла" в сочетании с подвесным парусом доставит немало приятных часов своему капитану на открытом для ветра озере или водохранилище. "Пелла" и подвесной парус - сочетание, которое можно назвать идеальным. Желающие получить более "серьезный", настоящий парусник, также могут смело приобретать эту лодку. Путем несложных переделок на "Пелле" можно установить швертовый колодец и оснастить ее эффективными парусами бермудского типа.

Для непродолжительных выходов в одиночку на небольшое озеро или речку она великовата. Зато на ней можно спокойно отправляться на двух- или трехдневную рыбалку или даже в туристское плавание. Это надежное, мореходное судно даже для серьезного водоема. Рыболовам понравится остойчивость новой "Пеллы" - далекий заброс спиннингом можно делать стоя. Удобно ловить и сидя на кормовой или носовой банке, высота борта не мешает точному забросу.

"Пелла" без труда пробирается по тростнику, легка на заднем ходу. А вот подходить к пологому берегу, особенно каменистому, надо осторожно: киль-плавник значительно (на 40мм) выступает под днищем и ничем не защищен от удара, возможны сколы и трещины в декоративном слое. При эксплуатации, скажем, на турбазах, в маршрутах которых встречаются волоки, стоит хотя бы своими силами поставить по килю металлическую полосу.

Конечно, те же туристы приветствовали бы уменьшение веса лодки хотя бы на 20-25кг, но это соображение вряд ли имеет решающее значение. Окончательный блеск любому судну придают дельные вещи: на "Пелле" они немногочисленны, но сделаны со вкусом и тщательно. Латунные хромированные подуключины и обух с декоративной глухой гайкой в носовой части делают внешний вид лодки законченным.

 Конструкторы смогли избавить Пеллу от присущих в прошлом недостатков, завод существенно изменил самый подход к его производству.

Первый вариант стеклопластиковой "Пеллы" был разработан заводским КБ, которым руководил Р. Коугия, еще в 1971г. В течение пяти лет лодка выпускалась практически без изменений; конструкторы по отзывам потребителей, да и по собственному опыту, смогли хорошо узнать ее слабые стороны. В 1976г. появился следующий вариант "Пеллы".

Новая, вторая модель лодки, проект которой был разработан специалистом КБ Е. Ивановым, отличалась уже более высокой остойчивостью и улучшенным внешним видом, однако, по мнению самих конструкторов, не все возможности производства были использованы, не все принятые инженерные решения оказались бесспорными. Критическая оценка своей работы, стремление сделать лодку как можно лучше помогли в 1977г. наметить новый рубеж совершенствования продукции и подготовить нынешний вариант "Пеллы", который смог претендовать на Знак качества и получил его.

Начинали эту кропотливую работу с четкого определения целей: доработать обводы и конструкцию лодки, исключить наличие каких-либо сквозных отверстий в корпусе, резко повысить качество изготовления и улучшить чистоту наружной поверхности, наконец, изменить приевшуюся окраску лодки. Задачи эти можно было решить только общими усилиями конструкторов, технологов, рабочих, снабженцев. Снова и снова изучались письма покупателей, отзывы любителей рыбной ловли и туризма. Были учтены мнения специалистов ЦКБ "Нептун".

Общий облик лодки и пять вариантов окраски помогли найти дизайнеры ЦНИИ "Лот". Новые полированные матрицы и усовершенствованная технология формования, внедрять которую заводским инженерам Л.Макковеевой, Н.Кравчук и Н.Новожиловой помогали рабочие бригады Н.Набатова, должны были обеспечить высококачественную глянцевую поверхность обшивки, исключить все узкие (в буквальном смысле) места: например, для повышения качества проклейки обшивки киль был сделан шире. Работники службы снабжения сумели наладить поставку на завод пигментов разных цветов. Изучить тонкости технологии окраски набрызгом декоративного связующего помогли работники Сосновского судостроительного завода.

За помощью в наладке производства специального профиля для планширя пришлось обратиться к ленинградским химикам (кстати сказать, только четвертый вариант профиля стал окончательным!). Нельзя было рассчитывать на стабильное высокое качество продукции без создания необходимых условий: участок по производству лодок из тесного строения, напоминающего сарай, был переведен в современный цех со специализированными рабочими местами и отдельным участком изготовления пенопластовых блоков; была оборудована камера с импортным оборудованием для нанесения декоративного связующего. Новая "Пелла" потребовала и определенной ломки старой психологии, пересмотра отношения к "мелочам".

Высокое качество лодки зависело теперь и от того, как тщательно обрезаются слои стеклоткани при формовке, насколько хорошо промывается оборудование, скажем - шаровые мельницы, перед запуском партии с другой окраской и т.д. и т.п. Резко повысилась требовательность работников ОТК.

(По материалам "Катера и яхты")

Комплект лодки Пелла

  Весла с уключинами, съемные деревянные пайолы, черпак

Обзоры, тесты лодки Пелла

 

Видеоматериалы о лодке Пелла

 

Инструкция к лодке Пелла

 

Купить Пелла

 

 
 

 

 

 

www.parohodoff.ru

parohodoff.ru@mail.ru