Навигация по сайту:
Главная -
Суда
СУДА и КОРАБЛИ
Суда на данном сайте
классифицируются по их применению и типу двигателя. Рассматриваются
следующие типы судов: пассажирские (теплоходы),
военные (корабли), грузовые (грузовые суда),
подводные
лодки, лодки
на воздушной подушке, маломерные суда (лодки,
катера,
яхты),
гидроциклы.
Теплоходы
- самоходные суда, основным двигателем которого является двигатель
внутреннего сгорания. Наиболее распространенный тип двигателя -
дизельный. Под теплоходами здесь будут пониматься пассажирские
теплоходы. Грузовые теплоходы смотрите в разделе грузовые суда.
Корабль — в разговорном языке — то
же, что судно. В эпоху парусного флота кораблём называлось
судно с оснасткой фрегата, то есть имеющее не менее трёх мачт с
прямыми парусами на всех мачтах. В современном русском языке термин
корабль употребляется применительно к военным судам всех классов и
парусным фрегатам.
В современной классификации парусных судов корабль - большое
судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах (числом три и
более).
Военный корабль — судно, принадлежащее Вооружённым Силам
государства, отвечающее критериям предусмотренным Женевской конвенцией
об открытом море (1958) и Конвенцией ООН по морскому праву (1982),
определяемый наличием внешних знаков, нахождением под командованием
военного офицера, наличием экипажа, подчинённого воинской дисциплине.
Обладает иммунитетом от иностранной юрисдикции.
В России XVIII и в первой половине XIX веков кораблём называлось
двух-трёх-деечные линейные корабли. Военные фрегаты, по оснастке
бывшие кораблями, таковыми не именовались.
История
Судостроение, как область
коллективной деятельности людей, зародилась в глубокой древности в связи
с возникновением потребности в судах значительных размеров.
Развитое судостроение существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем
Китае. В Средние века суда в значительных количествах строились в
Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней
Руси.
С VII века у восточных славян последовательно менялась схема
строительства: от каркасного (плетёного) судна, обтянутого корой
или кожей (древнего корабля) к однодревке и набойной лодье, и, далее, к
досчатому судну. Уже в VIII веке спускаются со стапелей килевые
клинкерные суда с досчатой клинкерной обшивкой с симметрично
заостренными носовой и кормовой частями, а также плоскодонные суда с
прямыми бортами и с досчатой обшивкой встык, с заостренной носовой и
усеченной кормовой, а также, возможно, с симметрично усеченными частями.
В зависимости от способа соединения досок обшивки между собой и с
однодревной основой можно выделить несколько вариантов: А — внакрой с
железными заклепками, А1 — внакрой сшитые с помощью вицы; Б — встык с
планкой, прижимающей конопатку, закрепленной деревянными клинышками, Б1
— встык с аналогичным уплотнением, закрепленным железными скобочками.
В ряде районов России (раскопки «Гнёздово», «Ильинский погост», «Плакун»
и т.д.) в погребениях-кремациях с ладьями X века найдены стальные
заклепки для судов.
В устье Одра обнаружены обломки парусного досчатого судна первой
половины IX века, а также судна «Святовит», при строительстве которого в
X веке применялись железные заклёпки.
В XV—XVI вв. судостроение начало интенсивно развиваться в Португалии и
Испании, позднее — в Англии, Нидерландах, Франции и других странах, при
этом пеньку – материал для парусов и иной оснастки судов – поставляли
Россия и Великое княжество Литовское.
В России начала XVII века С. Немоевский упоминал о «немалых судах,
больше наших барок, построенных наподобие змея. Между них можно найти в
70 шагов длиною и в пять сажен шириною, а в глубину на пять локтей… Эти
суда они делают без железных гвоздей: они сбиты деревянными гвоздями и
затканы мхом; суда же более мелкие сшивают гибкими прутьями из
можжевельника и, ничем не конопатя, мажут их только сверху смолой,
смешанной с дёгтем, и однако воды не пропускают».
Петр Петрей вторит польскому послу: «Москвитяне употребляют разные суда,
которые строят сами: они не очень крепки и прочны, потому что сшиваются
не железными гвоздями, а деревянными и такими же верёвками, сделанными
из коры молодых деревьев. Москвитяне выделывают её, как кожу, режут на
тесьмы, которыми и сшивают доски; так и делают себе судно для плавания.
На всяком таком судне не больше одной мачты и одного широкого паруса:
оттого оно и не может идти, когда ветер немного противный или дует
вразрез».
Предшественником судостроения следует считать ремесло первобытных людей
по связыванию из отдельных брёвен плотов. С развитием доступных
инструментов и умения древних людей появились выдолбленные из дерева или
обтянутые звериными шкурами пироги и каяки. Постепенное увеличение
размеров этих плавсредств привело к появлению водоизмещающего корпуса,
который стал неотъемлемой чертой кораблей на всё последующее
время.
Изначально водоизмещающие корпуса были небольшие по размеру, но уже
содержали в себе все элементы современных кораблей — силовой
каркас из продольных рёбер жёсткости — киля и стрингеров, а также
поперечных — шпангоутов. К каркасу крепилась обшивка, основным
конструкционным материалом было дерево. Изначально размеры корабля и
определялись наиболее доступной длиной пиломатериалов для строителей. Со
временем люди научились соединять отдельные детали в шип и в паз,
скреплять соединения клеем или гвоздями, выгибать шпангоуты нужной
формы. Таким образом появились первые мореходные корабли, для защиты
которых от захлёстывания волнами появилась палуба. Конструкции по
поддержанию палубы — бимсы, пиллерсы и кницы дополнительно усиливали
прочность корпуса в целом. В дальнейшем, уже до индустриальной эпохи,
конструкция деревянных корпусов судов значительных изменений в принципе
не претерпела, экстенсивно расширяясь в сторону увеличения размеров
корабля, числа его палуб, применения новых пород и сортов древесины,
методов её сохранения от влияния воды и жучков-древоточцев. Постоянно
совершенствовались внешние формы обводов судов для достижения заданных
судостроителями характеристик — скорости, мореходности или
грузоподъёмности корабля.
|