Навигация по сайту:
Главная -
Суда -
Теплоходы -
Теплоход "Белинский"
ТЕПЛОХОД
"БЕЛИНСКИЙ"
Теплоход "Белинский" -
теплоход проекта 646 был построен в
Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende в период с 1955 году. Оригинальное обозначение - BiFa Typ B.
Назван в честь русского литературного критика БЕЛИНСКОГО Виссариона
Григорьевича.
Теплоход "Белинский" - двухпалубное
пассажирское судно с каютами на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые
каюты оборудовались умывальниками. Теплоход имеет два ресторана и
два салона.
Технические характеристики
теплохода "Белинский"
Длина |
65,2 м |
Ширина |
12 м |
Осадка |
2,22 м |
Количество палуб |
2 |
Скорость
хода |
22,2 км/ч |
Пассажировместимость |
197 чел |
Максимальная
пассажировместимость |
700 чел |
Тип двигателя |
6NVD48 дизельный
четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный |
Количество двигателей |
2 |
Мощность
двигателя |
400 л.с. |
Класс
речного регистра |
М |
Фотографии теплохода
"Белинский"

Фотографии кают теплохода
"Белинский"


Схема расположения кают на
теплоходе "Белинский"

На теплоходе "Белинский" 84 места.
Улучшенные: Люкс - 2-комнатная 2-х местная
каюта (возможно размещение третьего туриста на доп.месте). В каюте: 2
односпальных кровати или двуспальная кровать, 2 прикроватные тумбочки,
кондиционер, душ, туалет, шкаф для одежды, минибар с безалкогольными
напитками и пивом, моноблок с набором видеокассет (6 кают).
Полулюкс - 1-комнатная каюта 2-х местная
каюта (возможно размещение третьего туриста на доп.месте). В каюте: 2
спальных места, 2 прикроватные тумбочки, 2 кресла, журнальный столик,
холодильник, душ, туалет, шкаф для одежды - 10
кают.
С удобствами: 1-мест. каюты на средней
палубе: 1 спальное место, душ, туалет, шкаф для одежды (3 каюты).
2-мест. 1-ярусные каюты на средней и главной палубах: 2 нижних спальных
места, душ. туалет, шкаф для одежды (7 кают). 3-мест. 2-ярусные каюты на
нижней палубе: 2 нижних и 1 верхнее спальные места, душ, туалет, шкаф
для одежды (11 кают).
С умывальником: 2-мест. 1-ярусная каюта на
средней палубе: 2 нижних спальных места, умывальник, шкаф для одежды (1
каюта). 2-мест. 2-ярусная каюта на средней палубе: 1 нижнее и 1 верхнее
спальное место, умывальник, шкаф для одежды (1 каюта).
О старом теплоходе «Белинский» в
Украинском Дунайском пароходстве вспоминают, как об очень далеком
прошлом, почти как о легенде, когда этим кораблём командовал
прославленный «морской волк» - капитан Поперечный, прошедший горнило
двух мировых войн и целую эпоху мирного социализма. Но в этой статье я
хочу рассказать не о нем, а об удивительной и интересной судьбе его
последнего «подопечного» ...
К началу 50- х годов рост грузо- и пассажироперевозок на внутренних
водных путях СССР стал настолько интенсивным, что маломощный трофейный и
восстановленный после войны флот не мог удовлетворить растущей
потребности в пассажирских и грузовых судах и рисковал стать
сдерживающим фактором развития народного хозяйства Советского Союза в
целом.
В то же время на внешнеполитической арене нарастали обороты «холодной
войны» и, невзирая на растущую потребность в судах всех типов,
судостроительная промышленность, которая и так не могла осилить всей
потребности пароходств Советского Союза в морском и речном флоте,
усиленно переводилась на рельсы военно-промышленного комплекса. Военные
заказы постепенно стали вытеснять гражданские. В совокупности все это
привело к тому, что практически 60 процентов речного самоходного флота
строилось за рубежом. Заказы на строительство крупносерийного морского и
речного флота для нашей страны составляли ощутимую долю в портфеле
заказов судостроительных заводов стран «восточного блока». Для Румынии,
Восточной Германии, Венгрии и Чехословакии, советские заказы на долгие
десятилетия стали приоритетными.
В число верфей, в портфеле которых содержалась ощутимая доля наших
заказов, была и восточногерманская верфь «Варновверфт» в г. Варнемюнде.
В середине 50-х гг. на этом заводе для Министерства речного флота СССР,
строится новая серия пассажирских судов типа «Байкал», (проекта 646) в
количестве 15 единиц, предназначавшихся для обслуживания скорых
пассажирских линий с эпизодическим выходом в морские районы. Теплоходы
были построены добротно и красиво: в отделке салонов и кают широко
применялись карельская берёза, морёный дуб, бронза и т.д., кроме того,
сам корпус имел ледовые усиления, что позволяло судну работать в
мелкобитом льду - условие немаловажное для сибирских рек, где обычное
«сухопутное» передвижение затруднено, либо вообще отсутствует, а с
окончанием навигации, нормальная связь с «большой землей» практически
прерывается. Поскольку суда предназначались для массовой перевозки
пассажиров и попутных грузов, в корпусе судна был обустроен грузовой
трюм, а места третьего класса были расположены на нижней палубе, в т.н.
помещениях «повышенной вместимости».
В 1955 году верфь спускает на воду девятое по счету судно, под названием
«Белинский». По некоторым данным, изначально судно
предназначалось для Камского речного пароходства. Однако в Советском
Дунайском пароходстве «оголилась» пассажирская линия Измаил – Килия –
Вилково – Одесса, на которой долгое время работал старый паровой
колесник «Киев» 1890 года постройки. В 1954 году «Киев», по приказу
министерства для укрепления флота Азовского пароходства, был передан в
Жданов, поэтому срочно требовалось найти замену, и в Варнемюнде получать
новый «Белинский» уехал наш, дунайский экипаж.
После приемки судна комиссией Советского Дунайского пароходства,
"Белинский" перегонялся на Дунай не через внутренние водные пути
СССР, как это практиковалось, а в одиночном плавании вокруг Европы -
через Северное море, Бискайский залив, Атлантический океан, Средиземное
и Черное моря - покрыв во время перехода до Измаила расстояние 4000
морских миль. Специальным решением особой коллегии Министерства морского
флота СССР "Белинскому" было разрешено перевозить пассажиров
между портами Измаил-Одесса только при благоприятной погоде с 15 апреля
по 15 октября.
27 апреля 1956 года новое судно вышло в первый рейс по линии
Измаил-Килия-Вилково-Одесса-Очаков-Николаев. Первый заход судна в Одессу
обошелся не без курьеза. Теплоход поставили к грузовому причалу, где
выполнялись перегрузочные работы, и пассажиры вынуждены были перелезать
через леерное ограждение на соседнем судне и пробегать под пылящими
грейферами, которые выгружали цемент из открытых трюмов. В следующем
году, ввиду отсутствия пассажиропотока, конечным пунктом назначения стал
порт Одесса. В целом, судно отработало на этой линии 22 года.
Практически бессменно в эти годы судном командовал прославленный морской
капитан В.Н.Поперечный. Начав в 1910 году в возрасте 15 лет с должности
«камбузного мальчика» (была и такая) в 1924 году Владимир Николаевич
стоял уже на капитанском мостике. На судах Черноморского морского
пароходства капитану довелось побывать в портах практически всего мира,
выполнять «огненные рейсы» войны и в качестве капитана судов Дунайской
военной флотилии пройти по всему Дунаю. «Белинский» достался ему «под
начало» уже на седьмом десятке лет. Когда крохотный теплоходик входил в
Одесский порт, где стояли громадные морские пассажирские лайнеры
«Грузия», «Россия» и «Украина», на их мачтах взвивались приветственные
вымпелы, а через полчаса в салоне «Белинского» собирались
капитаны, имена которых гремели по всему Союзу – Сорока, Гогетидзе,
Письменный – наставником которых был в свое время Владимир Николаевич
Поперечный. «Мальчишки мои пришли» - говаривал он. Орденоносные
«мальчишки» при этом, приветствуя «своего» капитана, вставали со своих
мест и вытягивались по струнке.
В целом же, общественная и трудовая деятельность экипажа судна была
обычной для того времени. Как и все другие, экипаж выполнял и
перевыполнял план, удостаивался почетных званий, побеждал во Всесоюзном
социалистическом соревновании, получал переходящий вымпел и множество
почетных грамот, добивался хороших показателей в культуре обслуживания,
соревновался с зарубежными экипажами, получал премии и награды
В 1962 году, после вступления в строй морских пассажирских т/х «Колхида»
и «Осетия», линия стала обслуживаться этими судами и в зимний период,
поскольку с октября по март – в период зимних штормов - «Белинскому»
работать на морском участке было запрещено.
В 1978 году, когда от Измаила до Одессы начали ходить новые суда на
подводных крыльях – «Кометы», специально построенные для работы в
морских условиях, «Белинский», с уменьшенной до 115 человек
пассажировместимостью, стал на новую туристическую линию «Измаил-Галац-Джурджу-Русе-Белград-Измаил».
В эти же годы, экипаж «Белинского» оказывал шефскую помощь одной
из школ болгарского города Русе. Это, кстати, было обязательной
«добровольной обязанностью» для всех судов загранплавания Советского
Дунайского пароходства, - крепить дружбу с братскими народами. Некоторые
буксиры СДП даже были награждены медалями этих стран, за развитие
добрососедских отношений, а само пароходство в конце 70-х советским
правительством было награждено Орденом Дружбы народов, который и по сей
день хранится в музее пароходства.
Поскольку «Белинский» изначально проектировался для российских
рек, дунайские ограничения по габаритной высоте и осадке позволяли ему
работать лишь до Белграда. К сожалению, эта линия просуществовала
недолго.
5 марта 1983 года теплоход передается киевскому производственному
объединению «Октава». Кстати, специалисты объединения, приехавшие
принимать судно, были очень удивлены прекрасным состоянием, в котором
находилось все судовое хозяйство. Началась новая страница в жизни судна.
«Белинский» перегоняется на Днепр и используется в качестве
плавучего дома отдыха для работников объединения на маршрутах от Киева
до морского порта Скадовск. Но судно не распрощалось с Дунаем навсегда,
регулярно наш бывший теплоход посещал Измаильский СРЗ для докования и
ремонта.
1986 год в судьбе многих днепровских и волжских судов почтенного
возраста становится переломным. После аварии на Чернобыльской АЭС в
срочном порядке формируется специальный экспедиционный отряд
пассажирских судов, который перегоняется на Припять в район Чернобыля,
для обеспечения проживания спасателей, а позднее и строителей объекта
«Укрытие». Открытые палубы судов закрываются защитными щитами, а сами
суда окрашиваются в яркий оранжевый цвет. После завершения
строительства, этот радиоактивный флот, в большинстве своем, так и
остался ржаветь на этой стоянке, ставшей сегодня еще одним чернобыльским
кладбищем – кладбищем кораблей, где разбитые полузатонувшие остовы белых
лайнеров являются хорошей приманкой для охотников за металлоломом.
«Белинскому» повезло – он не был включен в эту экспедицию. Все это
время теплоход благополучно ходил по Днепру и отстаивался в
затонах. Тем не менее, развал Советского Союза отразился и на его
судьбе. Производственное объединение больше не могло позволить себе
роскошь иметь свое судно – и теплоход «пошел по рукам». Как
«Белинский» провел 90-е годы сказать сложно. Но в конце 2001 года,
судно появляется на стрелке Рыбальского полуострова в Киеве. За этот
промежуток времени теплоход уже успел сменить нескольких владельцев,
которые, хотя и не смогли вернуть его к нормальной жизни, но с другой
стороны, не позволили ему окончательно умереть.
И вот на 48 году, «Белинский» вступил в новую фазу своей жизни.
Этой осенью теплоход был приобретен московской туристической фирмой - «Агидель-Круиз».
Необычайный подъем туристического судоходства в северо-западной части
России, определил место будущей работы судна. После подъема на слип и
небольшого ремонта на Киевском ССРЗ, «Белинский» в середине
ноября вышел из заводского затона и направился вниз по Днепру к Черному
морю и далее на Волгу. 1 декабря 2004 года,
приблизительно в 17 часов, теплоход благополучно прибыл в затон
Жуковской БТОФ – к месту своей новой приписки.
* * *
В музее Украинского Дунайского пароходства хранится судовой колокол и
некоторые другие предметы «Белинского», наверняка давно умершие в
памяти своих бывших владельцев, а судно, как видим – живёт. |