|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навигация по сайту: Главная - Суда - Теплоходы - Теплоход БУЛГАРИЯ
ТЕПЛОХОД "БУЛГАРИЯ"
(ТЕПЛОХОД "УКРАИНА")
Теплоход "БУЛГАРИЯ" - двухпалубные
пассажирские суда с каютами для на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые
каюты оборудовались умывальниками. Теплоходы имели два ресторана и два
салона. До 1962 года теплоход принадлежал Волжскому пароходству (порт приписки — Горький), затем был передан в Камское речное пароходство. Порт приписки — Пермь. В 2011 году теплоход был арендован ООО «Бриз». В июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду компании ООО «Аргоречтур» из Казани. Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга».
Теплоход ходил по водохранилищам и крупным
озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме), выполняя туристические
(прогулочные) рейсы. Теплоход "УКРАИНА" принял участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году. 13 судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией. После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда (в том числе и "УКРАИНА" ("БУЛГАРИЯ")) вернули в эксплуатацию.
В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года,
находясь на отстоечном пассажирском рейде, теплоход "УКРАИНА"
вышел за его границу и сел на мель всем корпусом недалеко от речного
порта Казани. Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и
оно благополучно вернулось в речной порт. 10 июля 2011 года около 13:58 в течение нескольких минут теплоход «Булгария» полностью затонул на глубине около 18 метров. Крушение произошло в 3 километрах от правого берега Волги, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.
Технические характеристики теплохода "БУЛГАРИЯ" ("УКРАИНА")
Фотографии теплохода "БУЛГАРИЯ" ("УКРАИНА")
Катастрофа произошла при выполнении
двухдневного "круиза выходного дня" по маршруту Казань - Болгар -
Казань. При плохих погодных условиях (прошёл ливень и подул шквалистый ветер), при манёвре и выходе на главный судовой ход судно ещё сильнее накренилось на правый борт. Произошло затопление палуб и внутренних помещений. Быстрое затопление судна связывают с конструктивной особенностью — отсутствием водонепроницаемых переборок в корпусе, износом и техническими неисправностями, которые в последний год часто наблюдались пассажирами. С терпящего бедствие судна шлюпки спустить не удалось, были задействованы только 2 надувных плота. Из находившихся на борту 201 пассажир (в том числе 25 незарегистрированных и около 50 детей) и членов экипажа 79 человек спасены теплоходом «Арабелла». Команда теплохода "БУЛГАРИЯ" не подала сигнал бедствия. Это могло произойти из-за отказа электрооборудования. Можно предположить, что катастрофа произошла из-за остановки единственного работающего двигателя, в результате которой команда могла потерять управление над судном и не смогла выправить нарастающий крен и его внутренние помещения залило водой, что привело к затоплению. Капитан теплохода "БУЛГАРИЯ" А. Островский погиб, тело капитана и его супруги было найдено 12 июля. 12 июля 2011 г. следственный комитет завел уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности") на арендатора судна, главу компании "Аргоречтур" Светлану Инякину, а также на старшего эксперта камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова. После катастрофы мимо проходили два судна - "Дунайский-66" и "Арбат". На их капитанов завели уголовные дела по ст. 270 УК РФ ("Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие"). При этот вряд ли стоит говорить о том, что капитаны этих судов знали о крушении теплохода и умышленно не оказали помощь, в которой нуждались потерпевшие. 12 июля была обозначена дата подъема теплохода - 16 июля 2011 года. Позднее дата подъема была перенесена на 18 июля на 10 часов утра. В итоге "БУЛГАРИЮ" удалось поднять лишь 23 июля 2011 года. Сроки затягивались из-за огромных технических сложностей, возникающих при решении этой инженерной задачи. Теплоход увяз в иле, в акватории было волнение, пришлось ровнять дно для установки "БУЛГАРИИ" на ровный киль. Теплоход подняли до уровня верхней палубы, после чего началась откачка воды, песка и ила с борта теплохода, которые значительно увеличивали вес судна.
Фото РИА Новости, Валерий Мельников.
12 июля 2011 года объявлен в России днем траура. Катастрофа "БУЛГАРИИ" стала крупнейшей со времен крушения теплохода "АЛЕКСАНДР СУВОРОВ" в Ульяновске, что в 50 километрах южнее места гибели "БУЛГАРИИ". После подъема теплохода, он был помещен в плавучий док, в котором должен был быть доставлен к берегу. 28 июля при погрузке "БУЛГАРИИ" в плавучий док, судно рухнуло с трехметровой высоты на палубу дока. Это могло произойти из-за неточных расчетов руководителей операции по переносу судна. К тому же, теплоход переносился с креном. Упав на правый борт, теплоход получил повреждения этого борта, которые, вероятно, затруднили экспертизу причин аварии. 15 августа 2011 года Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта завершила свое расследование аварии дизель-электрохода «Булгария». Отчет комиссии приведен ниже.
Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна. Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению судна вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу. В ходе расследования было установлено, что 10 июля 2011 г. в 11:15 капитан д/э «Булгария», несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на Куйбышевском водохранилище (порывы ветра до 20 м/с,), не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение на переход судна от причала н.п. Болгары в Казань. Перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. Однако экипаж судна «Булгария» проигнорировал это требование безопасности, а также не обеспечил контроль за его выполнением в пассажирских каютах. В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом - 11 иллюминаторов. При движении судна наблюдался крен на правый борт около 4 градусов. В ходе последующего осмотра аварийного судна в доке обнаружены четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.
Около 12:25 10 июля 2011 г. судно
попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался
сильный ливень с грозой. В этот момент д/э «Булгария» входил в левый
поворот у осевого поворотного буя № 82, для чего рули судна были
положены влево на 5 градусов. Следует отметить, что при перекладке рулей
влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на
правый борт. Комиссия предполагает, что после начала поворота в левый
борт судна ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому. Из-за
воздействия шквалистого ветра на площадь всего левого борта судно еще
более накренилось на правый борт. Угол крена на правый борт составил 9
градусов. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду,
вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна
поступило около 50 тонн забортной воды. Для уменьшения площади
воздействия ветра на левый борт капитан принял решение лечь курсом «на
ветер», для чего рули были положены на 15° влево, в результате чего
судно еще больше накренилось на правый борт. В результате сложения
имевшегося статического крена на правый борт, инерционных сил,
возникающих при выполнении судном поворота, давления, вызванного
действием ветра на левый борт, а также влияния волнения и качки судна,
возник дополнительный кренящий момент, который образовал крен 13° на
правый борт. При этом суммарное количество поступающей в отсеки судна
воды достигло 125 тонн в минуту. В результате все иллюминаторы и часть
главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые
иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала
интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7
секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в
результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|