Предысторией создания надувных лодок послужило развитие мировой химической промышленности, в частности начало изготовления прорезиненных тканей. Добываемая из каучука резина стала известна европейцам еще с 15 века. В 18 веке Европа впервые увидела прорезиненную ткань, которая была привезена из Бразилии. Качества такой ткани вызвали к ней всплеск интереса среди европейцев, однако изготовить ее получилось лишь у шотландского изобретателя Чарльза Макинтоша (Charles Macintosh) в 1825 году.
Ткань Макинтоша не была оптимальной, на легком морозе она трескалась, а в жару плавилась и стекала с ткани. Только в 1838 году Чарльз Гудиир (Charles Goodyear) изобрел метод вулканизации, при котором получилась прочная и устойчивая к агрессивной среде резина.
Уже в 1839 году Артур Веллеслей (Arthur Wellesley) испытал первый надувной понтон.
Первым упоминанием об использовании надувной лодки в привычном для нас виде является описание Джона Фремонта (John C. Frémont) своего путешествия по реке Плат в 1842-1843 годах, в частности он пишет: «Среди полезных вещей, составлявших наше оснащение, была лодка, изготовленная из индийской резины длиной 18 футов, сделанную в виде каноэ, распространенных на Северных Озерах. Борта представляли собой два герметичных цилиндра диаметром 18 дюймов, связанные между собой в носу и корме. Чтобы минимизировать возможность аварий, цилиндры были разделены на несколько независимых герметичных отсеков, а внутреннее пространство было таким, что вполне могло вместить пять-шесть человек с грузом».
Историю надувных лодок продолжает английский морской офицер Питер Халкет (Peter Halkett), который в 1845 году разработал два типа надувных лодок для исследователей Арктики. Надувные лодки Халкета имели по одному и два места, комплектовались веслами-шестами и своеобразным зонтом, используемым в качестве паруса. Кроме того, лодки Халкета могли использоваться как укрытие от непогоды.
В 1848 году американский генерал Джорж Каллум (George Cullum) внедрил надувной понтонный мост, который он с успехом использовал в Американо-Мексиканской войне.
К 1855 году количество новых разработок надувных лодок значительно увеличилось как в США, так и в Старом Свете.
Одним из основоположников надувных лодок считается англичанин Томас Хэнкок (Thomas Hancock), который предложил такую компоновку надувной лодки, какой мы ее знаем сейчас.
Важными вехами в истории надувных лодок стали такие события, как оснащение в 1863 году надувными плотами броненосцов ВМС США и пересечение Атлантики в 1866 году на надувном плоту.
Гибель Титаника в 1912 году показала, что пассажирские суда необходимо оснащать большим количеством спасательных шлюпок, альтернативу которым могли составить надувные лодки. Усовершенствование материалов также влияло на популярность надувных лодок.
В 1937 году Пьер Дебрутель (Pierre Debroutelle) разработал для французских военно-морских сил U-образную надувную лодку, дизайн которой также дошел до наших дней.
Большое влияние на историю надувных лодок повлияла Вторая Мировая война, где они стали широко применяться.
В послевоенные годы на основе надувных баллонов строились разные суда всевозможного назначения: туристические, спортивные, спасательные, специальные.
В настоящее время при производстве надувных лодок используются современные материалы и оборудование, что позволяет придавать надувным лодкам все новые преимущества и значительно расширить область их применения.
Добавить комментарий