Теплоходы - самоходные суда, основным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания. Наиболее распространенный тип двигателя - дизельный. Под теплоходами здесь будут пониматься пассажирские теплоходы.
Как уже отмечалось выше, теплоходы приводятся в движение как правило дизельным мотором. Устанавливаемые на теплоходы дизельные двигатели могут быть малооборитстыми и высокооборотистыми. Если малооборотистый двигатель может соединяться с гребным винтом напрямую, то для работы высокооборотистого двигателя предусматривается механизм передачи, который в свою очередь может быть как механическим редуктором, так и электрическим приводом.
Электрический привод - это электродвигатель, который питается от генератора, который, в свою очередь, приводится в движение дизельным мотором. Теплоходы, двигатель которых построен на таком принципе, называют дизель-электроходами.
Первым теплоходом стало судно "Вандал", на которое в 1903 году компанией «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» были установлены три дизельных мотора по 120 л.с., приводивших в движение генераторы. Гребной вал же приводился в движение электродвигателями, работающими от этих генераторов. Кроме того, что на теплоходе можно было гораздо дешевле транспортировать производимый керосин, дизельный двигатель сам по себе был значительным потребителем продуктов нефтеперегона. Все это делало теплоходы очень интересными для Нобелей, и компания продвигала идеи дизельных двигателей по всей России.
В настоящее время пассажирские теплоходы широко используются для организации отдыха.
Строительство теплоходов основывается как на типовых проектах, так и на уникальных. Ниже приводятся наиболее интересные и популярные проекты теплоходов.
Теплоходы проекта 646 стоились в Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende в период с 1953 по 1956 годы. Оригинальное обозначение - BiFa Typ B, (Binnenfahrgastschiff Typ B) (речной пассажирский теплоход, тип B).
Теплоходы проекта 646 - двухпалубные суда, которые изначально проектировались для возможности выходов в прибрежные морские участки. Суда проектировались как пассажирские и имели каюты на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоходы имели два ресторана и два салона.
Заводом Warnowwerft Warnemuende по проекту 646 было выпущено 15 теплоходов.
Теплоходы проекта 646:
Академик Киренский (Байкал)
Белинский
Господин Великий Новгород (Герой Ю.Гагарин, Севан)
Капитан Пономарев (40 лет ВЛКСМ, Иссык-Куль)
Короленко
Ладога
Ленинский Комсомол
Мамин-Сибиряк
Механик Калашников
Механик Кулибин
Онега
Профессор Близняк (Балхаш)
Родина (Сергеев-Ценский)
Сергей Орлов (Красногвардеец, Радищев)
Чернышевский
Теплоходы проекта 785 строились в Чехословакии на заводе Narodny Podnik Skoda Komarno в период с 1952 по 1958 годы. Оригинальное обозначение - Osobna Lod 800 (OL800). Теплоходы проекта 785 являются дизель-электроходами с мощностью 800 л.с.
Теплоходы проекта 785 - двухпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоходы имели два ресторана и два салона.
Заводом Narodny Podnik Skoda Komarno было выпущено 36 теплоходов, которым присваивались имена композиторов и республик СССР.
Теплоходы проекта 785:
Азербайджан
Алябьев
Антон Рубинштейн
Армения
Балакирев
Белоруссия
Булгария (Украина)
Виктория (И.И. Шишкин, А.С.Грибоедов)
Глазунов
Глинка
Грузия
Ипполитов-Иванов
Казахстан
Капитан Родин (Байкал, А.П. Чехов)
Карелия
Карл Маркс
Князь Воронцов (Киевская Русь, Эстония)
Коломенский Штандарт (Царь Петр, Узбекистан)
Композитор Калинников
Кремас (Таджикистан)
Латвия (Михаил Годенко, Маяк)
Литва
М.Ю. Лермонтов
Михаил Годенко (Бородин)
Молдавия
Мусоргский
Петр Алабин (Киргизия)
Прокофьев
Радянський Союз
Римский-Корсаков
Россия (Россич, Распутин)
Композитор Скрябин
Т.Г. Шевченко (В.I.Ленiн)
Туркмениcтан
Чайковский
Теплоходы проектов 305 и 860 имеют одинаковую конструкцию.
Теплоходы проекта 305 (Дунай) строились в Венгрии на судостроительном предприятии Obuda Hajogyar Budapest в период с 1959 по 1965 годы.
Теплоходы проекта 860 (Ерофей Хабаров) строились в СССР на разных судостроительных предприятиях в период с 1959 по 1965 годы.
Теплоходы проектов 305 и 860 - двухпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоходы имели два ресторана и два салона.
Всего было выпущено 55 теплоходов, которым присваивались имена в честь рек СССР.
Теплоходы проектов 305 и 860:
Europa (Дон, Виталий Закруткин)
Адмирал Кузнецов (Индигирка)
Алдан
Александр Свешников (Волхов)
Анна Ахматова (Владимир Мономах, Михаил Назаров, Днепр)
Башкортостан (Даугава, Алексей Киселев)
Борис Полевой (Десна)
Борис Чирков (Истра)
Бородино (Березина, Мотовилихинский рабочий)
В.М. Зайцев (Ангара)
Василий Поярков
Василий Чапаев
Видим (Л.В. Собинов, Белая)
Виктор Гашков (Мария Ульянова)
Виктор Хользунов
Вишера
Габдулла Тукай (Чулым)
Ганза (Пинега)
Генерал Карбышев
Георгий Седов
Герой А.Головачев (Аргунь)
Герой А.Сутырин (Вычегда)
Герой Ю.Гагарин (Днестр)
Граф Муравьев-Амурский (Пржевальский, Звезда Амура)
Григорий Пирогов (Буг)
Дунай (Василий Шукшин)
Ерофей Хабаров
Казань (Амударья, Николай Островский)
Капитан Котенко (Миклухо-Маклай)
Комдив Гай (Терек)
Космонавт Гагарин
Ласточка (Александр Шемагин, Свияга)
М.В. Ломоносов (Олекма)
Марина Раскова
Михаил Калинин
Михаил Чеботарев (Аракс)
Мулланур Вахитов (Анадырь)
Муса Гареев (Баргузин)
Н.Г. Славянов (Вилюй)
Николай Зернов (Арагва)
Николай Масленников (Урал)
Павел Миронов (Висла)
Павел Юдин (Днестр)
Паллада (Зея, Капитан Пирожков, Град Китеж)
Парис (Патрис Лумумба)
Профессор Звонков (Сура)
Рихард Зорге (Сунгари)
Салават Юлаев (Ветлуга)
Сергей Даньшин (Бурея)
Степан Здоровцев (Сухона)
Тобол
Федор Ушаков (Александр Пирогов, Кубань)
Федор Абрамов (Неман)
Федор Кибальник (Енисей)
Юрий Завадский (Сырдарья)
Теплоходы проекта Q-065 (Сергей Есенин) строились в Австрии на судостроительном предприятии Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (OSWAG) в период с 1984 по 1986 годы.
Теплоходы проекта Q-065 - треххпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2 и 4 пассажиров. Теплоходы имели ресторан, бар, кинозал, сауну и два салона.
Заводом Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg было выпущено 5 теплоходов, которым присваивались имена композиторов и республик СССР.
Теплоходы проекта Q-065:
Александр Блок
Валерий Брюсов
Демьян Бедный
Михаил Светлов
Сергей Есенин
Теплоходы проекта 26-37 (Октябрьская Революция) строились в Чехословакии на заводе Narodny Podnik Skoda Komarno в период с 1957 по 1962 годы. Оригинальное обозначение - Osobna Lod 1575 (OL1575).
Теплоходы проекта 26-37 - треххпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2 и 4 пассажиров. Теплоходы имели 2 ресторана, кинозал и два салона.
Заводом Narodny Podnik Skoda Komarno было выпущено 14 теплоходов.
Теплоходы проекта 26-37:
Александр Бенуа (Яков Свердлов)
Афанасий Никитин (Мир)
Валерий Чкалов
Вацлав Воровский
Волга Дрим (Комарно, Речное Облако)
Екатерина Великая (Профессор Лукачев, Клемент Готвальд)
Иван Кулибин (Андрей Жданов)
Капитан Пушкарев (XXI съезд КПСС)
Клара Цеткин
Михаил Танич (Николай Щорс)
Н.А. Некрасов (Серго Орджоникидзе)
Октябрьская революция
Президент (Сергей Лазо)
Сергей Абрамов (Капитан Рачков, Дружба)
Теплоходы проекта 588 (Родина) строились в Германии на заводе Mathias Thesen Werft Wismar в период с 1954 по 1961 годы. Оригинальное обозначение - Binnenfahrgastschiff Typ A (BiFa Typ A).
Теплоходы проекта 588 - треххпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2 и 4 пассажиров. Теплоходы имели 2 ресторана, кинозал и два салона. Проект 588 имел две серии (I и II) отличающиеся между собой планировкой внутренних помещений и некоторыми деталями.
Заводом Mathias Thesen Werft Wismar было выпущено 49 теплоходов.
Теплоходы проекта 588:
Anichka (Святой Петр, Т.Г.Шевченко)
А.И. Герцен
А.С. Попов
Аврора (Степан Разин)
Александр Матросов
Александр Невский
Александр Фадеев
Алексей Толстой (Николай Гастелло)
Алеша Попович
Алтай
Анатолий Папанов (К.Э. Циолковский)
Арабелла (Лев Доватор)
Багратион
Валентина Терешкова (Эльбрус)
Валерий Чкалов
Г.В. Плеханов
Генерал И.Д. Черняховский
Генерал Н.Ф. Ватутин
Денис Давыдов
Дмитрий Пожарский
И.А. Крылов
И.С. Тургенев
Ильич
Илья Муромец
К.А. Тимирязев
Кабаргинъ (Дмитрий Донской)
Карл Маркс
Козьма Минин
Космонавт Гагарин (Кавказ)
Михаил Кутузов
Михаил Лермонтов (Казбек)
Н.В. Гоголь
Очарованный Странник (Тарас Шевченко, Андрей Вышинский, Сергей Кучкин)
Павел Бажов (Вильгельм Пик)
Петр Первый (Иван Сусанин)
Петрокрепость (Н.К.Крупская)
Прикамье (Добрыня Никитич)
Рылеев
Святая Русь (Родина)
Серго Орджоникидзе
Тарас Бульба (Урал, Инженер Пташников)
Ф. Жолио-Кюри
Ф.И. Панферов
Федор Гладков
Фридрих Энгельс
Хирург Разумовский
Цезарь (Эрнст Тельман)
Юрий Долгорукий
Юрий Никулин (Карл Либкнехт)
Теплоходы проекта Q-040 строились в Австрии на судостроительном предприятии Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (OSWAG) в период с 1974 по 1975 годы.
Теплоходы проекта Q-040 - четыреххпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2 и 3 пассажира. Теплоходы имели ресторан, ,бар, кинозал и три салона. Проект Q-040 имел две серии (Q-040 и Q-040A) отличающиеся между собой планировкой внутренних помещений - за счет исключения из кают санузлов была увеличена пассажировместимость в Q-040A.
Заводом Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg было выпущено 4 теплохода.
Теплоходы проекта Q-040 b Q-040A:
Александр Пушкин
Василий Суриков
Илья Репин
Максим Горький
Теплоходы проекта Q-056 строились в Австрии на судостроительном предприятии Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (OSWAG) в период с 1978 по 1979 годы.
Теплоходы проекта Q-056 - четыреххпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2 и 3 пассажира. Теплоходы имели ресторан, бар, кинозал, три салона и крытый бассейн.
Заводом Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg было выпущено 2 теплохода.
Теплоходы проекта Q-056:
Антон Чехов
Лев Толстой
Теплоходы проекта 301 строились в Германии на судостроительном предприятии VEB Elbewerften Boizenburg/Rosslau в период с 1974 по 1983 годы.
Теплоходы проекта 301 - четыреххпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2 и 3 пассажира. Теплоходы имели ресторан, бар, кинозал и два салона.
Заводом VEB Elbewerften Boizenburg/Rosslau было выпущено 22 теплохода.
Теплоходы проекта 301:
Avicena (60 лет Октября, Флокс)
Ferris Flotel (Владимир Арсеньев, 30 лет ГДР)
Александр Грибоедов
Александр Радищев
Андрей Рублев (Николай Добролюбов)
Виссарион Белинский
Владимир Маяковский
Константин Коротков (Советская Украина)
Константин Федин
Кронштадт (Александр Ульянов)
Максим Рыльский (В.И.Ленин)
Михаил Ломоносов
Нижний Новгород (Советская Россия)
Николай Карамзин (Советская Конституция)
Николай Чернышевский
Петергоф (Мария Ульянова)
Петр Чайковский (XXV съезд КПСС, Леся Украiнка, Леся Украинка)
Принцесса Днeпра (Евгений Вучетич)
Россия (Советская Россия)
Санкт-Петербург (Владимир Ильич)
Тихий Дон
Федор Достоевский
Теплоходы проекта 302 строились в Германии на судостроительном предприятии VEB Elbewerften Boizenburg/Rosslau в период с 1983 по 1991 годы.
Теплоходы проекта 302 - четыреххпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2 и 4 пассажира. Теплоходы имели ресторан, бар, кинозал, сауну и два салона.
Заводом VEB Elbewerften Boizenburg/Rosslau было выпущено 27 теплоходов.
Теплоходы проекта 302:
Princess Elaine (Xian Ting) (Константин Станюкович)
Princess Jeannie (Xian Ni) (Александр Грин)
Princess Sheena (Аркадий Гайдар)
Академик Глушков (Академик Виктор Глушков)
Алексей Сурков
Генерал Ватутин
Генерал Лавриненков
Георгий Чичерин
Глеб Кржижановский
Дмитрий Фурманов
Звезда Днепра (Маршал Рыбалко, Зiрка Днiпра)
Зосима Шашков
Иван Бунин (Алексей Ватченко)
Княжна Анастасия (Николай Бауман)
Константин Симонов
Ленин
Леонид Красин
Леонид Соболев
Максим Литвинов
Маршал Кошевой
Михаил Шолохов
Нарком Пахомов
Новиков-Прибой
Русь
Сергей Киров
Т.Г. Шевченко
Юрий Андропов
Теплоходы проекта 92-016 строились в Чехословакии на заводе Narodny Podnik Skoda Komarno в период с 1976 по 1983 годы. Оригинальное обозначение - Osobna Lod 400 (OL400).
Теплоходы проекта 92-016 - четырехпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2 и 3 пассажира. Теплоходы имели 2 ресторана, бар, сувенирный киоск кинозал и два салона.
Заводом Narodny Podnik Skoda Komarno было выпущено 9 теплоходов.
Теплоходы проекта 92-016:
Александр Суворов
Валериан Куйбышев
Георгий Жуков
Михаил Калинин
Михаил Фрунзе
Семен Буденный
Сергей Кучкин (Георгий Димитров)
Федор Шаляпин (Климент Ворошилов)
Феликс Дзержинский