Подвесные лодочные моторы

Подвесные лодочные моторы

Подвесной лодочный мотор (ПЛМ) – устройство, устанавливаемое на жесткую часть лодки, чаще всего транец, приводящее лодку в движение. Первые подвесные лодочные моторы появились в конце XIX века, и к нашему времени конструкция моторов практически не претерпела изменений.

История подвесных лодочных моторов

Подвесной лодочный мотор Томаса Риса

Первый подвесной лодочный мотор Риса Подвесной лодочный мотор появился в США 23 октября 1866 года, когда Томас Рис (Thomas Reece) запатентовал свое изобретение, которое имело ручной привод. Изобретатель предложил использовать гребной четырехлопастной винт для создания тяги и руль, управляемый тросиками. Гребной винт подвесного лодочного «мотора» Риса приводился в движение мускульной силой, прикладываемой к маховику с ручкой.

Подвесной лодочный мотор Густава Трувэ

Несколькими годами позже Густав Трувэ (Gustave Trouvé) собрал свой первый подвесной лодочный мотор с электрическим двигателем. Он запатентовал свое изобретение 8 мая 1880 года, а 26 мая 1881 года презентовал действующую модель на реке Сена в Париже. Первый электрический подвесной лодочный мотор Трувэ

Подвесной лодочный мотор Ола Эвинруда

В силу свой малой эффективности и громоздкости эти подвесные лодочные моторы не нашли широкого применения, но, безусловно, дали толчок в развитии этого направления. С появлением компактных двигателей внутреннего сгорания, многие предпринимали попытки (в том числе и удачные) установки бензиновых моторов на лодки. Одним из таких изобретателей был Ол Эвинруд (Ole Evinrude), который первым запустил бензиновый подвесной лодочный мотор в промышленную серию. До нас дошла знаменитая история, благодаря событиям которой Эвинруд задумался над идеей подвесного лодочного мотора.
Ол Эвинруд


В 1908 году Ол Эвинруд с компанией отдыхали на озере Окочи на некотором удалении от Милуоки, где они жили. Бесс Керн, за которой ухаживал Ол, посетовала, что неплохо было бы побаловать себя мороженым и Эвинруд сел в лодку и на веслах отправился в город за угощением. Пока кавалер вез мороженое, оно успело растаять, тогда и пришла в голову изобретателя мысль о двигателе для лодки. Уже через год, в апреле 1909 года Эвинруд прокатился на лодке с подвесным лодочным мотором мощностью 1,5 л.с. со скоростью 5 миль в час (Бесс Керн к тому времени была уже женой Эвинруда), чем вызвал большой интерес матросов, стоящих на рейде судов и прогуливающихся по набережной прохожих. Немного доработав свой подвесной лодочный мотор, Эвинруд установил его на лодку и отправил своего товарища на озеро Пиутоки.
Первый подвесной лодочный мотор Ола Эвинруда
Друг привез из своей поездки 10 заказов на аналогичный лодочный мотор. Фабрика Эвинруда постепенно росла и в 1911 году слилась с «Мейерс Тагбоут Лайнз». В 1913 году по причине болезни своей жены Эвинруд продал свою долю в бизнесе президенту головной компании Крису Мейеру (Chriss Mayer). В 1921 году Эвинруд опять вернулся к тем подвесных лодочных моторов, основав новую компанию. Эвинруд доработал свой двигатель, который стал весить на 7 кг меньше (21 кг), при этом развивал мощность уже в 3 л.с. К 1929 году, объединив несколько фирм, Эвинруд основал «Аутбоард Мотор Корпорейшн», которая стала крупнейшим производителем подвесных лодочных моторов.
Схема первого подвесного лодочного мотора Ола Эвинруда

Подвесной лодочный мотор братьев Хульт

В период первых проб подвесного лодочного мотора Эвинруда в Америке, братья Карл и Оскар Хульт (Carl Alrik and Oscar Walfrid Hult) купили в США один из подвесных лодочных моторов Эвинруда и в Швеции в 1911 году доработали его, применив двухцилиндровую схему.
Первый подвесной лодочный мотор Хульта

Конструкция подвесных лодочных моторов

Конструкция подвесного лодочного мотора


Подвесные лодочные моторы практически не претерпели коренных изменений со времен Ола Эвинруда. Рассмотрим конструкцию подвесного лодочного мотора на примере рисунка. В верхней части подвесного лодочного мотора располагается двигатель. Верхнюю часть корпуса подвесного лодочного мотора принято называть основным корпусом (1). Большинство подвесных лодочных моторов снабжены ручным стартером (2). Стартер представляет из себя маховик с возвратной пружиной и пазом для укладки троса. При вытягивании троса за рукоятку, маховик раскручивается, приводя в движение вертикальный коленчатый вал.
Управление подвесным лодочным мотором осуществляется с помощью многофункциональной рукоятки – румпеля (3). Поворот ручки румпеля вокруг своей оси управляет оборотами двигателя. Поворот румпеля вокруг вертикальной оси подвесного лодочного мотора управляет траекторией движения лодки.
Подвесной лодочный мотор крепится к жесткой части лодки, чаще всего к транцу, с помощью винта (4) струбцины (5). Струбцина подвесного лодочного мотора удерживает сам мотор как правило в двух точках – оси, обеспечивающей свободный ход подвесного лодочного мотора в продольной плоскости и упора для фиксации вертикального положения. Т.к. подвесной лодочный мотор, а именно его нижняя часть с гребным винтом (8), располагается ниже киля лодки, он подвержен наезду на подводные препятствия или дно. Чтобы избежать большую часть ударов о гребной винт, применена именно такая компоновка подвесного лодочного мотора. Кроме того, для защиты самого винта применена пятка киля (9).
Крутящий момент передается от двигателя подвесного лодочного мотора к гребному валу с помощью вертикального вала, проходящего внутри промежуточного корпуса (6), называемого дейдвудом. Вертикальный вал является первичным валом редуктора, размещаемого в нижнем корпусе (7). Ведомый вал редуктора подвесного лодочного мотора связан напрямую с гребным винтом через блок подшипников и уплотнителей.

Типы подвесных лодочных моторов

Подвесные лодочные моторы разделить на несколько типов. Классифицировать подвесные лодочные моторы можно по нескольким критериям, большинство из которых будет определяться рекомендациями изготовителя моторной лодки. В рамках данной классификации мы приведем наиболее распространенные типы подвесных лодочных моторов и опущены некоторые редкие и мало используемые типы.

Подвесные лодочные моторы по типу двигателя:

- ПЛМ с электрическим двигателем – подвесной лодочный мотор, в котором в качестве силового агрегата используется электрический мотор, запитываемый от аккумулятора;
- ПЛМ с бензиновым двигателем – подвесной лодочный мотор, использующий в качестве двигателя двухтактный или четырехтактный бензиновый мотор.

Подвесные лодочные моторы по типу движителя:

- ПЛМ с гребным винтом;
- ПЛМ с водометом.

Подвесные лодочные моторы по типу бензинового двигателя:

- двухтактные ПЛМ;
- четырехтактные ПЛМ.

Подвесные лодочные моторы по длине дейдвуда:

- S – короткий дейдвуд – 416 мм (короткая нога);
- L – длинный дейдвуд - 521 мм (длинная нога);
- Х (UL) – ультра длинный дейдвуд – 631 мм;
- U (XX) – супер ультра длинный дейдвуд – 762 мм.
Как правило, выбор длины дейдвуда зависит от высоты транца моторной лодки. Существуют моторные лодки, которые выпускаются с различными вариантами транца. Кроме того, существуют транцы, которые могут быть сконфигурированы как под короткую, так и под длинную ногу.

Подвесные лодочные моторы по типу стартера:

- ПЛМ с электрическим стартером;
- ПЛМ с ручным стартером;
- ПЛМ с ручным и с электрическим стартером.

Подвесные лодочные моторы по направлению вращения гребного винта:

- ПЛМ с прямым направлением вращения гребного винта (по часовой стрелке);
- ПЛМ с обратным (противоположным) направлением вращения гребного винта (против часовой стрелки).
Обратное направление вращения гребного винта используется при установке пары подвесных лодочных моторов. При работе, ПЛМ создает на мотолодке момент, который приподнимает правый борт судна. Этим обусловлено размещение рулевого именно с правой стороны кокпита, что компенсирует силу кручения корпуса лодки при поездке в пустой лодке.

Подвесные лодочные моторы по типу управления:

- ПЛМ с румпельным управлением;
- ПЛМ с дистанционным управлением.
ПЛМ, снабженные румпелем зачастую можно использовать и с дистанционным управлением.

Подвесные лодочные моторы по типу механизма подъема из воды:

- ПЛМ с ручным механизмом;
- ПЛМ с гидравлическим механизмом;
- ПЛМ с электрическим механизмом;
- ПЛМ с электрическим механизмом и регулировкой угла наклона.

Гребной винт заднего хода PowerStopProp

Гребной винт заднего хода PowerStop

В 2011 году американская компания PowerTech, специализирующаяся на выпуске изделий из алюминия, в частности гребных винтов, анонсировала свою новую разработку: гребной винт с увеличенной производительностью обратного хода.
Большинство водномоторников, эксплуатирующих маломерные суда, беспокоит скорость движения вперед, для чего подбирается шаг винта. Однако, в США все большее распространение получают плавучие дома-дачи и понтоны для которых вопрос маневрирования стоит очень остро.

Подвесные лодочные моторы "Вихрь"

Подвесной лодочный мотор Вихрь

"Вихрь" - самый массовый подвесной лодочный мотор СССР. Подвесные лодочные моторы "Вихрь" производились Куйбышевским моторостроительным производственным объединением им. Фрунзе (в настоящее время - ОАО "Моторостроитель") с 1965 года, позднее производство "Вихрей" было налажено на Пермском моторостроительном заводе.
Инструкция по эксплуатации лодочных моторов "Вихрь"