Предлагаем Вашему вниманию самодельную яхту, построенную любителем в 2011 году. Мастер сразу предупреждает, что не является кораблестроителем и до постройки этой лодки своими руками не имел особого представления о гидродинамике и теории судна.
Расчет корпуса самодельной яхты
Расчет корпуса своей самодельной яхты, автор проводил весьма приблизительно, но все же такой расчет судна имеет место быть. Начертив теоретический чертеж лодки, автор измерил ее объем. Чертежом лодки автор не поделился, однако конструкцию корпуса можно легко понять из приведенной ниже фотографии.
Так как корпус имеет упрощенные обводы с треугольным сечением в поперечном сечении. Поэтому основной объем рассчитывается как объем треугольной призмы, а именно площадь треугольника умножается на высоту, в нашем случае длину основной части корпуса. Напомним, что площадь треугольника вычисляется по формуле: длина основания треугольника умножается на его высоту (высота – перпендикуляр, проведенный от основания треугольника к его вершине) и делится пополам.
Носовая часть имеет форму тетраэдра, поэтому рассчитывая объем этой части самодельной лодки применяем формулу V=S*H/3, где V- объем, S – площадь любой грани, а H – опущенная на нее высота.
Естественно, чтобы получить полный объем корпуса самодельной лодки складываем все наши объемы. Зная плотность воды (1000 кг/куб.м), умножаем ее на объем и получаем максимальный вес лодки, при котором ее корпус будет полностью погружен в воду. Вычитаем из этой массы вес капитана, дополнительного оборудования, мачты и паруса и в сухом остатке получаем максимальный вес корпуса.
При расчете корпуса лодки не забывайте, что у самодельной яхты обязательно должен быть запас плавучести, т.е. бортовая линия не может совпадать с ватерлинией. Для маломерных судов, высота надводного борта не должна быть меньше 10% от высоты всего борта.
Теперь перед кораблестроителем стоит не менее сложная задача посчитать вес материалов, необходимых для постройки лодки. Сюда не забудьте включить крепежные элементы, такелаж, краску, смолу, грунтовку и т.п. Объем набора корпуса, шпангоутов, стрингеров, карлингсов и т.д можно приблизительно посчитать сложив их объемы (объем параллепипеда = произведение высоты, ширины и длины). Объем умножаем на плотность материала (не забывает про размерность) и получаем вес набора.
Предоставим некоторые плотности различных пород дерева в г/куб.см:
Пихта сибирская 0.39
Ель 0.45
Осина 0.51
Сосна 0.52
Липа 0.53
Береза 0.65
Вишня 0.66
Лиственница 0.66
Клен полевой 0.67
Дуб 0.69.
Корпус самодельной яхты
Из фотографий видно, что корпус получился с сильно килеватым днищем, о чем автор предостерегает последователей. Дело в том, что несмотря на сильную килеватьсть, яхту тащило боком, чего можно избежать установкой килевого плавника. Килевой плавник проще устанавливать на плоское дно, поэтому автор рекомендует делать широкий киль.
В этом можно с ним поспорить и постараться смонитровать плавник, не расширяя килевую зону.
При сборке скелета самодельного парусника, автор использовал болты, шурупы и столярный клей.
Принцип устройства степса на кильсонах показан на фотографии ниже.
Далее держатель мачты проходит через палубный настил, где крепится без каких-либо изысков просто через вырез в палубе. Стоит рекомендовать оснастить палубное крепление оковкой. В трубу-держатель и вставляется мачта. Компоновка съемной мачты удобна упрощенным хранением лодки при снятой мачте.
Гик крепится к мачте через вертлюг, первую часть которого автор приобрел в магазине, а ответную часть изготовил сам. Принцип крепления гика к мачте понятен из фотографии. В качестве страховки гика, на этой самодельной яхте используется веревочная косынка, которая удерживает гик в плоскости палубы.
От себя можем добавить, что для организации мачты подойдет алюминиевая или дюралевая труба, например от МЧС-ных носилок. Из нее же можно сделать и саму мачту.
Паруса самодельного парусника
Парусное оснащение самодельной яхты состоит из грота и стакселя. Грот пошит вокруг мачты и имеет свободное скольжение вокруг нее. При такой схеме, грот автора сваливался под собственным весом с мачты и автор дополнительно вшил штакетину по высоте грота (см. фотографию).
Нижний урез грота соединяется с гиком капроновыми петлями. Для укрепления грота, в него вставлены полоски жесткости.
Стаксель выполнен в виде непрямоугольного треугольника с протянутыми через загибы шкаторинами.
Руль на самодельной яхте
С рулем для своего парусника автор не заморачивался – фанерка на румпеле, покрашенная влагозащитным составом. Румпель держится на оси в корме лодки.
Понтоны на самодельном паруснике
В связи с отсутствием киля и совершенно неостойчивой конструкции основного корпуса лодки, автору пришлось использовать боковые поплавки для гашения кренов, возникающих при работе паруса. Поплавки боковых корпусов тримарана кораблестроитель сделал из пенопласта, склеив между собой несколько толстых листов и вырезав нужную форму. В верхней части понтонов вклеен деревянный брус как элемент жесткости, к которому крепятся поперечные балки.
Крепления самих поплавков сделаны регулируемые, что при достаточной прочности продольных балок позволяет регулировать осадку основного корпуса. Объем поплавков подбирался автором на испытаниях. Их относительный размер виден из фото.
Осталось только покрасить парусник, сделанный своими руками, и отправляться на воду.
Конечно, обводы корпуса этой лодки сильно упрощены и далеко не идеальны, однако для катания в прибрежных водах этот парусник вполне пригоден. На такой яхте можно научиться управлять лодкой под парусом и получить массу удовольствий.
Добавить комментарий