Классификация надувных лодок

Классификация надувных лодок

Классификация надувных лодок возможна по нескольким основным направлениям:
- по конструктивным особенностям;
- по типу движителя;
- по месту эксплуатации;
- по назначению использования.


В свою очередь, каждый из этих пунктов классификации может подразделяться еще на один или несколько уровней в зависимости от узкой специализации надувной лодки. В рамках данной статьи мы рассмотрим только основные аспекты классификации надувных лодок, благодаря чему можно будет подобрать судно не самому искушенному покупателю.

Конструкция надувных лодок

Один из основных аспектов, влияющий на безопасность эксплуатации надувных лодок – это конструкция надувной лодки.

Форма бортов

Самое заметное отличие надувных лодок – это форма бортов. Здесь возможны несколько вариантов, обобщить которые можно следующим образом:
- надувные лодки с единым, замкнутым баллоном;
- надувные лодки U-образной формы бортов (полузамкнутый тип);
- надувные лодки, имеющие два или более отдельных баллона. Сюда же можно отнести и лодки с условно замкнутыми бортами, баллоны которых имеют конусное сужение в торцах.

Надувные лодки с единым, замкнутым баллоном

Надувная лодка с замкнутым бортом
Этот тип надувных лодок используется в основном как гребное судно для перемещения на короткие расстояния и для стоянок на воде при рыбалке или охоте. Достоинством такого типа является больший объем баллонов, а соответственно больший запас плавучести. Небольшие лодки такого типа удобны для размещения в положении полулежа с опорой на борт. Недостатками такой компоновки можно назвать невозможность установки подвесного лодочного мотора мощностью более 1,5 л.с., под который необходим навесной транец. На надувных лодках этого типа чаще используют электрические подвесные моторы или не используют моторы вообще. Лодки с замкнутым бортом могут использоваться на водоемах с небольшим волнением и, как правило, не предназначены для движения задним ходом.

Надувные лодки с бортами U-образной формы

Надувная лодка с жестким транцем. U-образная форма борта
В таких надувных лодках роль кормы выполняет жесткий транец. Этот тип лодок служит для движения по воде с подвесным лодочным мотором. Мощность мотора также жестко ограничивается производителем лодки, т.к. днище лодки не предполагает какой-либо курсовой устойчивости судна.

Надувные лодки, имеющие два или более отдельных баллона

Надувной плот
Сюда можно отнести специализированные надувные лодки и надувные плоты. Как отмечалось выше, здесь же можно рассмотреть лодки с сужающимися бортами. Крайние точки таких бортов могут быть соединены между собой. Такая компоновка позволяет задрать нос и корму, благодаря чему, лодка может преодолевать большее волнение по сравнению с другими конфигурациями бортов.

Вторым немаловажным аспектом конструкции надувных лодок является количество отсеков в бортовых баллонах. Подразделить лодки относительно этой характеристики можно на:
- однообъемные борты;
- многообъемные борты.
Перегородки в бортах служат для увеличения надежности судна. Разумеется, чем больше отсеков в бортах надувной лодки, тем выше ее запас плавучести в аварийных ситуациях. При проколе или утрате герметичности швом, спускается лишь небольшая часть баллона, а не весь борт. Современные надувные лодки большей частью строятся как многообъемные, однако при покупке, желательно уточнить этот момент у продавца.

Дно – один из значительных элементов конструкции. Тип дна надувной лодки также может быть разным:
- тканевое дно;
- надувное дно;
- жесткое дно.
Самый простой и дешевый вариант днища надувной лодки. Надувное дно обеспечивает дополнительную плавучесть лодке. В прохладной воде надувное дно обеспечивает дополнительную теплоизоляцию. Также надувное дно создает некоторое подобие сланей, что обеспечивает небольшую жесткость днищу. Кроме того, двойное дно при надувной схеме, обеспечивает дополнительную защиту от воды при повреждении одного слоя днища.
В этот же пункт классификации можно отнести RIB’ы – отдельный вид лодок с жестким дном и иногда бортами, имеющие основные или дополнительные борта из надувных баллонов.
Надувная лодка - RIB

Тип движителя

Классификация надувных лодок по типу движителя может ограничиться следующими пунктами:
- гребные надувные лодки;
- моторные надувные лодки;
- парусные надувные лодки.
В данном разрезе все ясно и сделать выбор надувной лодки относительно этих параметров достаточно просто.

Место эксплуатации надувных лодок

Тип материала, из которого изготавливают надувную лодку значительным образом влияет на ее надежность. Одни материалы стойки к морской воде, другие предназначены только для эксплуатации в пресных водоемах. Немаловажным аспектом является широта плавания. В районах с жарким климатом предпочтительней рассматривать сварные лодки, т.к. клееные могут расползаться от высоких температур. Прорезиненная ткань трексается на морозе, в связи с чем, выбирать надувную лодку для северных широт лучше рассматривая полимерные материалы, устойчивые к холоду.

Назначение надувных лодок

По назначению надувные лодки можно разделить на:
- прогулочные (общего назначения);
- специальные;
- спасательные;
- спортивные;
- лодки-прицепы (используются для водных развлечений).


Классификация надувных лодок, представленная в данной статье, безусловно, может быть дополнена или изменена. Целью данной статьи является общее знакомство читателя с типами и основными параметрами надувных лодок.

Добавить комментарий

CAPTCHA

Пожалуйста, ответьте на вопрос ниже, для того, чтобы оставить комментарий