Самостоятельная постройка катера для эксплуатации на Камском водохранилище.
Проектируя свой новый катер, я старался учесть накопленный опыт и сделать «Атлас» вполне пригодным для туристских плаваний в наших условиях. Как мы убедились, для Камского водохранилища необходимы достаточно надежные, прочные суда. Погода у нас на Западном Урале очень непостоянная, ветры часто меняют и направление и силу, а водохранилище большое, есть где волне разгуляться. Опасно и то, что оно сильно засорено «блуждающей» древесиной, а также затопленным лесом.
Глубины местами крайне незначительны, что ограничивает осадку катера и делает практически невозможным применение силовых установок с гребным винтом под днищем. Конечно, лучше всего было бы поставить водомет, но изготовить его самостоятельно — дело очень сложное, поэтому я применил подвесные моторы. Для небольших катеров этот самый доступный вариант одновременно и наиболее удобен с точки зрения использования объема: не надо ставить внутри катера двигатель с редуктором и водомет.
Первые же походы в августе 1969 г. показали, что самодельный катер «Атлас» оказался очень удачным. При волнении до 4 баллов он остается сухим при любом направлении движения относительно ветра и волны. За следующий сезон было пройдено 1500 км по водохранилищу и рекам Чусовой, Сылве и Каме. Ходил обычно с одним «Вихрем» и двумя моторами «Москва». Скорость с тремя этими моторами при полезной нагрузке 300 кг составила 38 км/час. В минувшую навигацию катер эксплуатировался с двумя «Вихрями». Замеров не делали, но, думаю, что скорость не изменилась.
Корпус (остроскулый с малой килеватостью днища и развалом бортов по всей длине) имеет традиционную конструкцию. Набор собран из сосновых реек; Обшивка выполнена из 6-миллиметровой фанеры БС-1, которая была пропитана горячей олифой с внутренней стороны дважды, а с наружной — трижды. Окраска производилась масляной краской с добавлением 20% масляного лака. Днище покрыто двумя слоями свинцового сурика.
Для увеличения запаса плавучести судна и повышения жесткости обшивки все днище, борта в носовой части (до уровня выше скулы на 250 мм) и конструкции рубки оклеены изнутри слоем пенопласта толщиной 25 мм.
На транце смонтирована широкая подмоторная ниша, со стороны кокпита закрытая откидной переборкой, фиксируемой легкосъемными замками. Как показал опыт, эта переборка не только защищает кокпит от забрызгивания с кормы, но и служит звукоизолирующей стенкой. При необходимости переборка складывается и откидывается вниз, превращаясь в удобную кормовую банку и открывая доступ к моторам.
Слани в кокпите выполнены из плотно подогнанных листов 5-миллиметровой фанеры, прикрепленных по углам к шпангоутам шурупами. Два листа пола каюты могут быть подняты и установлены на уровне диванов-рундуков. Получается общее спальное место на четверых.
В кормовой части каюты на переборке сделаны два небольших шкафчика: на левом борту для размещения узла электропитания и управления катером, с правого— для походной посуды. Выдвижной стол расположен в носовой части катера, под палубой. Стенки, подволок и нижняя часть двери обтянуты листовым поролоном толщиной 5 мм, закрытым полиэтиленовой пленкой. Это покрытие служит хорошей термо- и звукоизоляцией. В средней части крыши рубки прорезан люк 600х600; Фиксатор положения его плексигласовой крышки позволяет регулировать доступ воздуха в каюту. Верхняя часть входной двери прозрачная.
Снаружи часть крыши рубки, защищенная наклонным лобовым стеклом, служит полочкой для радиоприемника, карт и т.п. К верхней кромке ветрового стекла крепится носовой край легкого тента на двух откидывающихся дугах. При необходимости к верхнему полотну тента (плащ-палатка) присоединяются съемные боковины.
В носовой части кокпита самодельного катера установлены два кресла. Съемные обшитые тканью поролоновые (толщина слоя 50 мм) сиденья используются как подголовники при отдыхе. Положение кресел выбрано с учетом удобства управления катером.
Запас топлива размещается в кормовой части кокпита (три расходных стандартных 20-литровых бака) и у переборки под подножками (20-литровые канистры). Питание электросети осуществляется от двух аккумуляторов МТР-10.
Применено устройство (электромагнитный замок зажимного типа) для дистанционной отдачи якоря. Уложенный на самом носу катера якорь падает под действием собственного веса, как только будет нажата соответствующая кнопка на пульте управления. Якорный конец уложен в кассету, закрытую крышкой.
О.К.Гришин.
(Катера и Яхты, №3-1972)
Комментарии
Атлас
Крутой катер, даже очень
Добавить комментарий