Теплоход «Механик Калашников»

Фото теплохода: 
Теплоход «Механик Калашников»
Тип теплохода: 
646
Длина, м: 
65.20
Ширина, м: 
12.00
Осадка, м: 
2.22
Количество палуб: 
2
Скорость хода, км/ч: 
22
Количество пассажиров, чел: 
197
Максимальная пассажировместимость, чел: 
700
Тип двигателя: 
6NVD48 дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный
Количество двигателей: 
2
Мощность двигателей, л.с.: 
800
Класс речного регистра: 
М

Теплоход «Механик Калашников» - теплоход проекта 646 был построен в Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende в период с 1956 году. Оригинальное обозначение - BiFa Typ B. Теплоход назван в честь российского изобретателя, механика и теплотехника КАЛАШНИКОВА Василия Ивановича (1849-1908),который создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок и первый применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара.


Теплоход «Механик Калашников» используется в Обь-Иртышском пароходстве. 23 августа 1960 года теплоход «Механик Калашников» несмотря на штормовое предупреждение выходит в очередной рейс по маршруту Салехард—Тазовское, и на обратном пути попадает в сильнейший шторм. Разворот на обратный курс грозит судну гибелью, ближайший порт Мыс Каменный не может принять теплоход по метеоусловиям. Встречные волны начинают заливать капитанский мостик, пассажиры сильно испуганы. К тому же на борту заканчиваются продукты питания. После длительной борьбы со штормом теплоходу удаётся укрыться за мысом Парусный.

Теплоход «Механик Калашников» - двухпалубное пассажирское судно с каютами на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоход имел два ресторана и два салона.

Статья о теплоходе «Механик Калашников» из газеты "Речник Иртыша" 2009 год.

31 декабря 1955 года теплоход «Механик Калашников» сошел со стапелей Германии. Его строительный номер был № 13. Однако, речники – народ не суеверный. И долгая, славная жизнь «пассажира» лишь подтверждает: «тринадцать» - счастливое для него число. После того, как Б.Я. Токарев перегнал теплоход в наш бассейн, «Механик Калашников» ходит по самой северной трассе, в очень сложном районе плавания. Почти постоянные его спутники – ветра, дожди, шторма. А он, - словно нет за плечами столь солидного для речного труженика возраста, с легкостью преодолевает их, точно по расписанию доставляя местных жителей и гостей Заполярья в пункты назначения.
Теплоход-то преодолевает с легкостью, но какими усилиями и нервами это дается штурманам, удерживающим в непогоду штурвал и выбирающим единственно верный путь, скорость и правильную технику движения! Наш теплоход преодолевает шторма, потому что ничего лучше и надежнее для крутых северных трасс еще не построили. Тюменцы решили было отказаться от работы омичей, построили катамаран «Ямал», а он не прошел экспериментальные ходовые испытания: даже в штиль не смог развить скорость в 20 км/час. А уж то, что постоянные шторма сурового «моря Мангазейского» станут для него непреодолимым препятствием и говорить нечего. Так что пока замены «Механику Калашникову» нет!
О том, что наш пассажирский теплоход – единственный доступный и любимый вид транспорта для оленеводов, геологов, строителей и всех других, кому «приспичило» забраться на «край света», мы писали неоднократно. Нынешняя навигация мало чем отличалась от предыдущих. Разве что была для команды на месяц короче: Тюменско – Тобольская епархия отказалась нынче арендовать теплоход. А ведь последние пять лет свою просветительскую и благотворительную работу наставники и учащиеся Тобольской духовной семинарии вели в прибрежных городах Средней Оби именно с борта теплохода.
Нынче, покатав работников Иртышского пароходства по Иртышу в профессиональный праздник – День работников морского и речного флота, «Механик Калашников» взял курс на Салехард. С середины июля началась привычная и долгожданная работа на линии Салехард – Антипаюта.
За более чем полувековую северную вахту расписание портов, в которые заходил теплоход, менялось. Так, в Тазовском «Калашников» был последний раз в 1995 году, потому что теперь там некому встречать пассажиров. Четвертый год не заходит в речку Широкая у Антипаюты, так как замыло бар. При этом командиры готовы идти навстречу северянам и, по возможности, при соответствующем разрешении, осваивать новые порты. Так, два года назад северяне просили теплоход заходить в Ныду, и омичи согласились пойти на это, но администрация Салехарда отказала, сославшись на то, что справятся своими силами.
В этом году «Калашников» сделал 15 рейсов. Спокойных, в смысле погодных условий, не было ни одного. Три сопровождались особо яростными штормами. Но подвести людей, спешащих по своим делам, нельзя, теплоход должен прибывать строго по расписанию. Поэтому в шторма старались идти вдоль берега, по выражению капитана, «галсами, как зайцы». К штормам, вечным спутникам «Калашникова», его команда из 29 человек давно привыкла. Сильно страдала от постоянной качки лишь директор ресторана. К этому мужчины-речники и женщины-проводницы с большим опытом заполярных вахт: Людмила Васильевна Засухина, Елена Сергеевна Мельникова и Маржан Каирбековна Байтемирова относились с пониманием. Они знают: трудно поначалу, - потом привыкаешь.


Капитан Леонид Леонидович Засухин давно уже не стоит ночные вахты. Но за ту четверть века, что он провел на борту теплохода «Механика Калашникова» каких только вахт и при каких только обстоятельствах ему не приходилось стоять! Сейчас он в ответе за то, что происходит на любой вахте. А чтобы уверенность в командирах в их судоводительском мастерстве была абсолютной, здесь предпочитают «выращивать» специалистов, что называется «с младых ногтей». Впрочем, это касается и механиков, и электриков тоже. Сейчас младшие штурманы и рулевые закреплены за старшими в таком порядке: со сменным капитаном Андреем Михайловичем Спасеновым, который начинал здесь в 1996 году еще боцманом и прошел последовательно все ступени карьерного роста, вахту стоит III штурман Андрей Евгеньевич Игнатенко; со II штурманом Александром Леонидовичем Засухиным, сыном капитана, буквально выросшим на теплоходе и не только в профессиональном смысле, - рулевой Владимир Шараев; с I штурманом Александром Андреевичем Козловым - рулевой Валерий Пронин, выпускник ПУ-15…
Надо сказать, что попав в команду, начинающие речники не охотно ее покидают, предпочитая работать не в соответствии с полученным дипломом, занимая даже более низкую должность. Когда-то также начинал и механик Сергей Владимирович Рукавишников – с моториста на практике, затем стал III поммеханика, и, только отработав 10 навигаций и окончив в прошлом году НГАВТ, нынче занял должность главного специалиста по механической части. Теперь у него в помощниках родной брат Евгений. Его хозяйство – все электрооборудование теплохода. Он тоже учится на 3 курсе Омского института водного транспорта. Сегодня со штурманскими дипломами работают рядовыми: матрос Денис Хабибуллин, рулевые Владимир Шараев и Валерий Пронин. До Армии две навигации матросом и рулевым отработал Андрей Игнатенко и, только демобилизовавшись раньше Владимира Полежаева, сумел занять его вакансию III штурмана. А Полежаеву ничего не оставалось делать, как сменить штурманскую должность на должность III поммеханика. Остался верен теплоходу после армейской службы Валерий Пронин.
Давно стало привычным, когда матросы, побывав на практике, подходят к капитану и просятся остаться в команде. Вот и нынче с такой просьбой обратились учащиеся ПУ-15 Дмитрий Мир-Али и курсант Омского РУ Буржан Шакиров.
- Ребята хорошие, почему не взять? Нам толковая молодежь нужна, - поощрительно улыбается капитан.
Леонид Леонидович ставку делает на молодежь. Средний возраст его команды – 25 лет. Он любит ребят, находит с ними общий язык, имея двух сыновей возрастом «чуть за двадцать», относится к членам экипажа по-отечески, - где надо похвалит и ободрит, а если что – пожурит и спуску не даст! Лентяев не терпит, поэтому своими в команде становятся только те, которые прошли «естественный отбор», проверку временем и обстоятельствами.
Поскольку экипаж молодежный, а молодежь понимает: без образования нынче – никуда, - поэтому абсолютно все командиры либо окончили вуз, либо обучаются в нем. Чтобы ни в чем не уступать старшим товарищам, сразу после разоружения два друга Игнатенко и Полежаев решили тоже поступать в Омский институт водного транспорта. Скорее всего, оба пойдут на судоводительский факультет. Ведь они дружат еще с курсантских времен, когда учились в одной группе, потом попали в один флотский экипаж, почти одновременно отслужили в Армии и вернулись, теперь вот черед за институтом.
Сразу после разоружения на «Механике Калашникове» начнется текущий ремонт. Силами команды, в основном механика и его помощников, металлические водопроводные трубы будут заменены на современный металлопластик. Затем они же будут перебирать дизеля. В марте уже штурманский состав будет менять деревянный настил на шлюпочной палубе.

Теплоходы проекта 646 стоились в Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende в период с 1953 по 1956 годы. Оригинальное обозначение - BiFa Typ B, (Binnenfahrgastschiff Typ B) (речной пассажирский теплоход, тип B).

Теплоходы проекта 646 - двухпалубные суда, которые изначально проектировались для возможности выходов в прибрежные морские участки. Суда проектировались как пассажирские и имели каюты на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоходы имели два ресторана и два салона.

Заводом Warnowwerft Warnemuende по проекту 646 было выпущено 15 теплоходов.

Комментарии

правильно Маржан Каирбековна Байтемирова

Большое спасибо за Ваше замечание. Исправлено.

Добавить комментарий

CAPTCHA

Пожалуйста, ответьте на вопрос ниже, для того, чтобы оставить комментарий